
Человек, который осмеливается
потратить впустую час времени,
ещё не осознал цену жизни.
(Чарльз Дарвин)
В начальной школе на детей ложится огромная нагрузка. Одной из распространённых проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем. Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределённый отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время компьютером или за просмотром телевизора.
Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребёнка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.Умение управлять временем является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Тайм-менеджмент позволяет эффективно управлять не только собственной деятельностью, но и жизнью в целом.
Чем младше ребёнок, тем проще его обучить навыкам самоорганизации и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввёл такое понятие, как «зона ближайшего развития» – это уровень развития ребёнка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ребёнку научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно. Таким образом, чтобы обучить ребёнке навыкам и умениям планирования и эффективного управления временем, необходимо совместно с ним пройти этот путь.
3 шага обучения школьников тайм-менеджменту
Следует помнить о том, что на самом деле не в наших силах управлять временем. Время – очень уникальный ресурс. Время нельзя вернуть и нельзя остановить, но можно эффективного его организовать.
Этап 1. Мотивация

Самая главная, первая, необходимая задача – замотивировать ребёнка. Показать ему значимость и необходимость организации времени.
На этом этапе отличными помощниками послужат:
--> Хронометраж. Предложите ребёнку записывать всё, что будет с ним происходить с момента пробуждения до момента ночного сна. Для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребёнок распоряжается собственным временем, понадобиться один–два будних дня и один выходной.
--> Игровой анализ ситуации. Предложите ребёнку небольшие кейсы – игровые ситуации с описанием дня вымышленного мальчика или девочки (в зависимости от пола вашего ребёнка). Обсудите, как считает ваш ребёнок, правильно или неправильно распределяет время герой вашей истории. Где бы он мог больше уделить времени образованию, а где меньше провести времени за компьютером? Уточните, чем бы ваш ребёнок посоветовал заняться герою истории в личное свободное время. Такие игровые ситуации служат для родителей своего рода проективными методами анализа ситуации, которая происходит с их собственным ребёнком. Внимательно выслушайте ответы и подумайте вместе, каков же может быть идеальный день школьника.
Этап 2. Планирование

Предложите ребёнку составить список, в котором будут учтены:
- все важные дела (учебные, секции, кружки и т. д.);
- помощь по дому (чем ребёнок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путём совместной деятельности с родителем);
- свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).
Когда список составлен, следует определить порядок, в котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка.
Для большей наглядности дела из каждой группы (важные, помощь по дому, свободное время) можно выделять отдельным цветом.
Следует помнить о том, что эффективным помощником в вашей с ребёнком деятельности по обучению навыкам тайм-менеджмента является режим дня, который следует организовать с учётом хронотипа человека. Определить хронотип можно воспользовавшись нашим тестом – Тест: Определите ваш хронотип: «сова», «жаворонок» или «голубь».
Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.
Этап 3. Контроль

Для того, чтобы отследить эффективность прожитого дня, необходимо договориться с ребёнком о том, что выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено. Это может быть: система «плюс – минус»; отметка цветом «красный» – не выполнено, «зелёный» – выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребёнку придумать собственную систему, что позволит ему проявить инициативу и будет способствовать стимулированию умственной деятельности.
Такого рода контроль необходим для того, чтобы ребёнок наглядно видел результат проделанной работы и обучался навыкам самоконтроля.
Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел решает ещё одну важную задачу: побуждает ребёнка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.
В конце каждого дня необходимо ответить на ряд вопросов:
- Всё ли запланированное сделано?
- Что не сделал(а)? Почему?
- Отметить, из какого блока дела, которые не сделаны (важное дело / помощь по дому / свободное время).
- Что будешь делать, чтобы исправить ситуацию?
- Перенести невыполненные дела на следующий день.
Таким образом, важно ребёнку показать, зачем ему нужно обучаться приёмам организации времени, как это поможет ему в его школьной и повседневной жизни, в быту. При обучении ребёнка тайм-менеджменту, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, ритм его жизни, интересы, а также возможности, как физические, так и психические, умственные.
Гармоничного развития вам и вашим детям!
Источник: "Тайм-менеджмент для младших школьников"
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:
Свежие комментарии